Психолого-педагогическая поддержка приемных семей: необходимость и результаты
В течение второго полугодия специалисты, участвовавшие в проекте «Развиваем институт наставничества в сообществе замещающих семей» осуществляли психолого-педагогическое сопровождение родителей и детей замещающих семей. Актуальность этой работы была обусловлена необходимостью повышать уровень родительской компетентности и корректировать психологическое состояние приемных детей, многим из которых присущи тревожность, недоверчивость, нарушение привязанности, что приводит к конфликтам как с приемными родителями, так и со сверстниками.
В ходе групповых и индивидуальных консультаций родителей рассматривались проблемы со здоровьем ребенка, режимом дня, проблемы в социальном развитии, сложности периода адаптации в новой семье. Наиболее часто шло обсуждение взаимодействия ребенок-школа, ребенок-родители, общение между сверстниками. О.В. Морозова и Т.И. Целевич работали по авторской программе обучения родителей психолого-педагогическим технологиям продуктивного взаимодействия с детьми и способам решения проблем детско-родительских отношений. Большое внимание психологи уделяли вопросам формирования семейной идентичности детей, воспитанию у них ценностного отношения к семье как таковой.
Несомненную пользу принесла и психолого-педагогическая поддержка приемных детей, которую осуществляли И.В. Кальницкий, Е.А. Чередова, Н.В. Александрова. Во время групповых тематических консультирований затрагивались вопросы распознавания и контроля негативных эмоций, причины и последствия подросткового одиночества, вредные привычки, зависимости от гаджетов, карманные деньги.
Как отмечают родители, помощь психологов помогла детям полноценно развиваться, учиться, решать свои проблемы и осваивать навыки, которые способствуют их успешной социализации в школе и самостоятельной жизни. Дети, в первую очередь подростки, улучшили взаимоотношения в семье, у них появилась уверенность в завтрашнем дне и укрепилась вера в собственные силы.
Работали привлеченные специалисты и с учителями, социальными педагогами, школьными психологами — всеми, от кого в большой степени зависит качество жизнедеятельности приемных семей и детско-родительских взаимоотношений.
Об итогах своей работы психологи рассказали на Форуме замещающих семей и организаций для детей-сирот, проведенном при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства образования Омской области