Резолюция Форума приемных семей и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Участники Форума приемных семей и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедшего 14-15 ноября 2019 года в Омской области и объединившего свыше 260 человек: родителей и детей приемных семей, представителей регионального и муниципальных органов управления образованием, специалистов органов опеки и попечительства, сотрудников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ученых, педагогов, психологов, активистов социально ориентированных некоммерческих организаций, рассмотрев широкий круг вопросов, касающихся защиты и поддержки приёмной семьи, отцовства, материнства и детства, считают необходимым отметить следующее.
Вопросы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной взрослой жизни, формированию у них ценностного отношения к семье являются ключевыми в совершенствовании государственной политики в сфере защиты детства в РФ на 2018 — 2027 годы, объявленные Десятилетием детства. Кроме того, проект «Школа жизни», реализованный при поддержке Фонда Президетских грантов, продемонстрировал ресурсные возможности приемной семьи.
Участники Форума:
— отметили, что семья, с одной стороны, ресурс общества, используемый государством для социализации детей-сирот, с другой стороны, ресурсная среда для воспитанников, в которой формируются их ценностные установки, даются навыки, позволяющие им стать социально успешными, создать собственную прочную семью;
— отметили, что в числе значимых ресурсов приемной семьи: эмоциональная стабильность и индивидуальная жизнестойкость приемных родителей, эффективная семейная коммуникация, развитые навыки решения проблем в семье, позитивный характер межличностных взаимоотношений, продуктивный стиль семейного воспитания, детско-родительских отношений;
— дали положительную оценку результатам проекта «Школа жизни», реализованного с участием широкого круга социальных партнеров; отметили, что проект способствовал повышению правовой, финасово-экономической, социально-бытовой компетентности воспитанников приемных семей и школ-интернатов, получению ими на практических и консультативных занятиях, мастер-классах назыков, необходимых для самостоятельной взрослой жизни;
— одобрили и поддержали региональную семейную политику и деятельность различных социальных структур по поддержке семейного устройства детей, пропаганде семейных ценностей, повышению престижа приемных семей;
В работе по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной взрослой жизни, формированию у них ценностного отношения к семье следует объединить усилия самих семей, общественных организаций, бизнеса и органов власти всех уровней.
Участники
Форума считают, что в целях более
эффективного совершенствования системы
подготовки и защиты прав детей
в
Омской области, необходимы следующие
меры:
1. Дальнейшая разработка и реализация программ подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни, их социальной адаптации.
2. Внедрение в практику и развитие института «наставничества», использующегося в мировой практике для помощи детям, лишенным родительской опеки, лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с целью формирования у них умений и навыков самостоятельной жизни через профессионально организованное общение с взрослыми (в том числе, волонтерами-наставниками).
3.Проведение широкомасштабной информационной кампании, направленной на формирование позитивного имиджа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и информирование населения о возможных формах помощи этим детям; а также на развитие института приемной семьи посредством трансляции успешного опыта таких семей.
4. Укрепление социального партнерства между государственными органами защиты детства, общественными организациями с целью внедрения эффективных моделей работы и реализации совместных проектов в сфере профилактики семейного неблагополучия и сиротства.
Участники Форума предлагают:
1) органам исполнительной власти Омской области, органам местного самоуправления Омской области:
— принимать меры по дальнейшему развитию и совершенствованию системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
— обеспечивать исполнение государственных и муниципальных программ и иных программных документов, направленных на реализацию социальной поддержки приемных семей, всестороннюю поддержку и обеспечение прав выпускников приемных семей и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— содействовать популяризации семейного жизнеустройства детей, инициировать проведение мероприятий, направленных на повышение престижа приемных семей, создание в обществе позитивного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
— активно использовать потенциал гражданского общества в укреплении и развитии института семьи, осуществлять взаимодействие и содействовать социально ориентированным некоммерческим организациям в реализации ими социально значимых программ и проектов по поддержке приемных семей и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родиетелей;
2)социально ориентированным некоммерческим организациям:
— разрабатывать и реализовать социально значимые программы и проекты, направленные на общественную поддержку приемных семей и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постинтернатское сопровождение их выпускников;
— проводить познавательно-игровые, досуговые, спортивные, творческие и иные мероприятия семейной направленности, содействующие сплочению детей и родителей приемных семей;
— популяризировать в своей деятельности опыт работы приемных семей и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействовать повышению престижа приемных семей, созданию в обществе позитивного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
— привлекать научно-педагогические и иные профессиональные кадры для проведения мастер-классов, просветительских, обучающих, консультативных и иных мероприятий по повышению психолого-педагогической, правовой, финансово-экономической грамотности родителей и детей приемных семей и воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— содействовать подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной взрослой жизни, получению ими необходимых социально-бытовых навыков, формированию ценностного отношения к семье;
3) приемным родителям:
— повышать уровень психолого-педагогической, финансово-экономической, правовой грамотности, необходимой для улучшения благосостояния семьи, создания в ней благоприятного микроклимата, укрепления семейных уз и традиций;
— использовать в полной мере внешние и внутренние ресурсы семьи для эффективного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роителей;
— принимать активное участие в деятельности клубов и иных сообществ приемных родителей, программах и проектах семейной направленности, реализуемых социально ориентированными некоммерческими организациями;
— принимать участие в мероприятиях по обмену и распространению позитивного опыта воспитания детей в приемной семье, позиционировать свой опыт в печатных и электронных СМИ, социальных сетях с целью повышения престижа приемных семей и формирования в обществе доброжелательного отношения к их воспитанникам;
4)организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, КУ ОО «Центр поддержки семьи»:
— совершенствовать систему социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной взрослой жизни;
— шире использовать возможности общественной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, участия социально ориентированных некоммерческих организаций в постинтернатском сопровождении выпускников;
— создать ассоциацию выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— активно внедрять в практику институты «наставничества», использующееся в мировой практике для помощи детям, лишенным родительской опеки, лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с целью формирования у них умений и навыков самостоятельной жизни через профессионально организованное общение с взрослыми (в том числе, волонтерами-наставниками)