Сердце отдаем детям
В школе-интернате № 16 проживают и обучаются дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-сироты с особенными образовательными потребностями. Это ребята, которые лишены родительской любви и заботы. Их судьба сложилась так, что, хотя они и проживают в группах семейного типа, большинство из них никогда не слышали маминых колыбельных, не чувствовали ее теплых рук и не видели в ее глазах радость от первых шагов или первого слова… Воспитателей они часто называют «мамой», это единственные люди, к которым ребята могут так обратиться, потому что детство не может быть без мамы…
В первую половину дня дети идут на уроки, учебная часть находится в здании школы, и весь режим дня построен с учетом физических и психических особенностей наших воспитанников. Педагогический состав использует все ресурсные средства и весь потенциал, чтобы приблизить жизнь и воспитание ребят к семейному типу. Проводятся уроки домоводства, открыты профессиональные мастерские по швейному и штукатурно-малярному делу, ручному труду и вязанию. Выходя из интерната, дети имеют запас знаний и необходимых трудовых, социальных навыков для самостоятельной жизни. Однако, трудности, с которыми сталкивается выпускник детского дома с особенностями развития, все-таки существуют…
С целью помощи ребятам на пути взросления создана социальная гостиница, где можно получить консультативную и фактическую помощь в решении многих жизненно важных проблем. Это оформление и восстановление документов, вопросы трудоустройства и регистрации, психолого-педагогическое сопровождение, помощь в сложной жизненной ситуации и многое другое. И очень радостно, что наше государство теперь обращает большое внимание на социализацию воспитанников детских домов. Они могут получить собственное жилье, устроить свою жизнь и расти профессионально, могут быть более защищенными психологически и морально, нежели ранее.
У нас есть много удивительных историй, где педагоги и сотрудники интерната сыграли не последнюю роль в судьбе ребенка, в его благополучном социальном и финансовом становлении.
Например, учился в интернате мальчик. Очень хороший, добрый, но слегка робкий, неуверенный в себе. Многие выпускники детских домов бывают дезориентированы в большой взрослой жизни, соблазнах и потоке информации, который обрушивается на них. Воспитательница этого мальчика, которая с 1 класса растила его, помогла после окончания ПТУ устроиться на работу в пекарню. Хозяина пекарни предупредили, что парень рос в особых условиях. Хозяин очень проникся ситуацией. Весь коллектив взял шефство над нашим выпускником, как одна большая семья, во всем ему помогали. А когда парень получил квартиру, все приехали на новоселье, мужчины повесили люстры, женщины — шторы, они помогли создать ему домашний уют, которого он никогда не знал… И он работает там уже много лет, нашим детям на праздники всегда приносит пироги и подарки. А коллеги и педагоги поддерживают и дают ему эту уверенность в людях, в жизни, в своих силах!
Лиза, еще одна наша выпускница, родилась в многодетной семье, где было восемь детей. После смерти родителей девочка попала в детский дом, ей исполнилось на тот момент всего 8 лет. В 2010 году Лиза стала воспитанницей Адаптивной школы-интерната № 16. По всем учебным предметам девочка осваивала программный материал на «отлично». После 11 класса она поступила в Одесский казачий сельскохозяйственный техникум на специальность «штукатур-маляр». Параллельно учится в вечерней школе.
Лиза замечательно шьет, занимается спортом, участвует в областных и международных турнирах по мини-футболу. Среди сверстников Лиза пользуется большим авторитетом, она независимая, самодостаточная и очень трудолюбивая. Она очень привязана к своему педагогу-наставнику, он помогает ей в принятии сложных решений и дает поддержку, без которой очень сложно взрослеть, ведь наши дети нуждаются в защите и опоре, в заботе и понимании. Это важный и значимый момент для ребенка-сироты — иметь эмоционально близкого человека, который всегда протянет руку помощи и не бросит в трудную минуту.
Каждый день мы сталкиваемся с настоящими человеческими подвигами, с нравственным выбором: поступить по инструкции или по-человечески… Поступить в рамках должностных обязанностей и рабочего времени или сделать чуть больше, пожертвовать временем, силами, собственными интересами, но помочь, не оттолкнуть, не убить в детях надежду, их робкое чувство веры тебе.
Помните, как сказал Сухомлинский: «Сердце отдаю детям». Так вот в нашем коллективе работают люди, которые сердцем прикипают, переживают, проживают вместе с этими детьми их потери, падения и взлеты, вкладывают в каждого частичку себя. Мы видим много удивительных преображений в этих ребятах. А когда мы провожаем их в техникум, подъезжает автобус, они садятся, а вся школа выходит… и плачет – все, как одно целое: дети, техперсонал, кадровые работники, медики, педагоги. Мы боимся за них, беспокоимся, знаем, что не расстаемся, а лишь отправляем учиться. Но этих слез тревоги и любви не сдержать никому! Мы знаем, что не заменим семью, маму, нежность и тепло родных, но мы хотим стать родными и хотим помогать этим детям, потому что они становятся для нас родными навсегда….
М.Б. Трынченко, социальный педагог
КОУ ДС «Адаптивная школа-интернат №16»