Приемная семья – что в основе?
За три десятилетия существования Российского детского фонда сложился многолетний опыт работы с приемными семьями и теми, кто оказывает им поддержку: специалистами органов опеки, Центра поддержки семьи, педагогами-психологами кафедры социальной педагогики и социальной работы педагогического университета, общественниками…
Тот, кто не понаслышке знаком с приемными семьями, испытывает к приемным родителям искреннее уважение. Конечно, мы сталкиваемся и с поверхностными суждениями, порой домыслами тех, кто не знаком глубоко с жизнью приемной семьи, трудом приемных родителей (скорее, «Трудом» — с большой буквы), и пытается судить о них с меркантильной точки зрения, ищет в этом Труде исключительно финансовую подоплеку. Ох уж эти финансы! Их отнюдь не достаточно, чтобы достойно «обучить — воспитать — оздоровить — прокормить — одеть — обуть — …» приемных детей. Поверьте, в интернатском учреждении на каждого ребенка тратится гораздо больше средств, чем в приемной семье.
Так что финансовая основа приемной семьи – вещь довольно сомнительная. В основе большинства приемных семей лежит любовь к детям. При этом не абстрактная любовь ко всему человечеству и детям вообще, а любовь осознанная и действенная. И, что немаловажно, любовь терпеливая. Почему так? Да потому, что многие дети, пришедшие в приемную семью из интерната или неблагополучной семьи, имеют отклонения в физическом, эмоциональном или психическом развитии, как следствие — поведенческие проблемы. И тогда во главу угла становится доброта, терпение, умение принимать детей такими, какие они есть, вселять в них веру в себя, мотивировать их на хорошие поступки, в том числе подавая личный пример, и очень тонко, не «диктаторски» отучать от вредных привычек, вести доверительный диалог…
Приемный родитель, даже не имеющий профессионального педагогического образования, — обязательно педагог для своих детей. И любящая мать или отец. Именно таких приемных родителей мы видим, когда бываем в семьях Роденковых и Тереховых, Жук и Бектимировых, Николаевых и Гейнц, Бордачевых и Ступка