Экономические знания – детям, оставшимся без попечения родителей
Знают ли наши дети, как зарабатывать и грамотно тратить деньги? Во время одной из встреч со старшими воспитанниками организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, специалист Омского отделения Фонда защиты детей Романова Надежда Петровна спросила: «Ребята, скажите, откуда берутся деньги?». Ответ был единодушным: «Деньги дает государство». «А если вам 40 лет?» — уточнила Надежда Петровна. Дети задумались. И только одна девочка сказала, что деньги нужно заработать. Вряд ли эту ситуацию можно назвать нетипичной. Действительно, многие дети-сироты выходят во взрослую жизнь недостаточно готовыми к этой жизни. Во время нахождения в институциональных стенах у большинства, как говорят специалисты, формируется «рентная психология». Такое положение дел можно и нужно менять. И не случайно в последнее время много внимания уделяется повышению финансово-экономической грамотности детей, которые живут вне семьи и лишены родительского примера.
Надежда Петровна за летние месяцы провела несколько обучающих занятий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также стала одним из спикеров Областного образовательного модуля для воспитанников областных домов детства и школ-интернатов «Навстречу взрослой жизни». Ребята активно обсуждали вопрос, как заработать и правильно использовать денежные средства, какие затраты в повседневной жизни являются первоочередными, размышляли над тем, можно ли накопить на исполнение своей мечты.
Востребованы финансово-экономические игры, тренинги и практические занятия, которые проводит Надежда Петровна, и у замещающих семей города и области. В августе она в составе «просветительского десанта» дважды выезжала в оздоровительный лагерь «Юбилейный», где отдыхали дети из приемных и опекунских семей.
Ребята из старших отрядов под руководством Надежды Петровны попытались смоделировать свою будущую профессиональную жизнь и создать личный бизнес-план, который стал бы основой их финансовой безопасности. Многие ребята в перспективе хотят иметь собственный бизнес и должны понимать, что в условиях конкуренции на рынке потребления и производства им придется искать такие формы и модели планирования, которые обеспечили бы максимальную эффективность принимаемых решений. Создать оптимальный бизнес-план — значит предварительно на бумаге просчитать и продумать варианты развития бизнеса с учетом всех возможностей и возможных рисков.
Для примера, вместе с ребятами были проведены расчёты открытия парикмахерской, цветочного киоска и швейной мастерской. Ребята активно принимали участие в этой работе, предлагая свои варианты расчетов. Посмотрите, как интересно они сформулировали цели открытия своих предприятий: парикмахерская «Шевелюра» — сделать людей красивее; цветочный магазин – дарить людям улыбки… А ведь это здорово, что детей интересует не только доход, но социальная значимость их будущей работы!
Мероприятия, организованные Н.П. Романовой — часть общей работы Фонда защиты детей по повышению финансово-экономической, правовой и психологической грамотности семей с детьми и детей, оставшихся без попечения родителей