Резолюция Круглого стола «Проблемы формирования ценностного отношения к семье и семейной идентичности детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей»

г. Омск 20 марта 2019 года

Круглый стол ««Проблемы формирования ценностного отношения к семье и семейной идентичности детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» проведен в рамках проекта Омского областного отделения Российского детского фонда «Школа жизни», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов.

Участники Круглого стола — руководители и специалисты органов опеки и попечительства Омской области, сотрудники комплексных центров социального обслуживания населения, детских домов, школ-интернатов, учителя, библиотекари, социальные педагоги, родители приемных семей, общественные активисты — подчеркнули важность встреч по обсуждению проблем формирования ценностного отношения к семье и семейной идентичности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и выработке путей и механизмов решения данных проблем.

В ходе Круглого стола был представлен научный взгляд на формирование семейной идентичности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как социальную и психолого-педагогическую проблему; обсуждены результаты анкетирования детей из приемных семей; рассмотрены особенности формирования семейной идентичности детей, воспитывающихся в замещающих семьях и интернатских организациях; представлен опыт работы различных социальных структур, а также приемных родителей по формированию у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ценностного отношения к семье, принятию ими семейных ценностей.

Предметом заинтересованного разговора стали проблемы отсутствия у детей, живущих в институциональной системе, опыта жизни в семье, представлений о семейных ролях, социально-бытовых навыков, необходимых для жизни в семье; несформированность семейной идентичности детей, взятых на воспитание в приемные семьи в старшем возрасте из интернатских организаций и неблагополучных семей.

Несмотря на предпринимаемые действия по максимальному приближению проживания в детских домах к семейному типу, дети-сироты продолжают взрослеть в «искусственной среде», что «существенно снижает реальную готовность выпускников к самостоятельной жизни», о чем свидетельствуют исследования, проведенные Общественной палатой Российской Федерации.

У выпускников интернатских организаций не достаточно сформировано ценностное отношение к семье, нет понимания значимости традиций и правил семейной жизни, а отсутствие положительных примеров семейных отношений отрицательно сказывается на готовности к созданию собственной семьи.

У детей, воспитывающихся в приемных семьях, имеются преимущества перед воспитанниками интернатских организаций. Жизнь в семье дает им возможность усвоить житейские нормы поведения, формирует опыт семейной жизни, чувство любви и заботы по отношению к другим членам семьи. Однако адаптация ребенка в приемной семье, формирование семейной идентичности не могут произойти одномоментно. Нужно несколько лет, чтобы ребенок адаптировался к образу жизни, к другим членам семьи, к семейным традициям, нормам и ценностям, получил необходимые социально-бытовые навыки.

Процессы формирования семейной идентичности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сложны и многокомпонентны, их результативность во многом зависит от активности и личностной позиции сотрудников организаций и учреждений социальной сферы, специалистов,занимающихся сопровождением детей данной категории, от уровня мотивации и психолого-педагогической подготовленности приемных родителей. Системообразующую роль в реализации этих процессов играют органы опеки и попечительства и специальные учреждения, такие как КУ ОО «Центр поддержки семьи».

Участники Круглого стола выразили заинтересованность в сетевом взаимодействии и взаиморесурсности при решении проблем социализации и подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной взрослой жизни в условиях семьи и предложили:

— направить усилия всех заинтересованных социальных структур на воспитание у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уважительного отношения к институту семьи как таковому, понимания значимости семьи как основы общества;

— рекомендовать учреждениям и организациям социальной сферы, сообществам приемных семей, СО НКО разрабатывать и реализовывать совместные проекты, проводить совместные мероприятия, способствующие формированию у воспитанников интернатских организаций и приемных семей положительного образа семьи, представлений об общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщины, формах совместного проживания и культуры межличностного взаимодействия в семье, готовности к созданию своей семьи в будущем, формированию социально-бытовых умений, необходимых для жизни в семье;

— рекомендовать детским домам, школам-интернатам шире привлекать представителей общественности к реализации программ по подготовке воспитанников к семейной жизни, установить партнерские отношения с сообществами приемных семей, СО НКО для решения вопросов социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной взрослой жизни в условиях семьи;

— рекомендовать учреждениям образования, культуры, социальным центрам, сообществам приемных семей проводить специальные практические мероприятия, предполагающие совместную трудовую, познавательную, творческую, спортивную деятельность детей и взрослых; просветительскую работу, повышающую готовность детей и подростков к семейной жизни и ответственному родительству;

— рекомендовать учреждениям общего и профессионального образования совместно с КУ Омской области «Центр поддержки семьи» и Центром общественной поддержки семьи ООО ООБФ «Российский детский фонд» оказывать поддержку приемным родителям через проведение психолого-педагогических консультаций, практических занятий, тренингов, организацию обмена опытом и распространение образцов передового родительского опыта по формированию семейной идентичности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи;

— рекомендовать СО НКО, волонтерским отрядам оказывать содействие приемным семьям по проведению практических мероприятий, направленных на укрепление семьи, повышение престижа семейных отношений, объединение членов семьи на основе общих интересов (познавательно-игровых, досуговых программ, тематических праздников, семейных спартакиад, туристических походов и др.);

— обратиться к региональным и муниципальным органам власти с предложением шире использовать возможности общественности в решении проблем социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и подготовки их к самостоятельной взрослой жизни в условиях семьи;

— обратиться к региональным и муниципальным СМИс предложением поддержать информационную кампанию по созданию в социуме позитивного отношения к выпускникам интернатских организаций и приемных семей; популяризировать примеры успешного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; информировать читателей о возможных формы помощи этим детям; представлять читательской аудитории материалы, способствующие повышению престижа приемных семей

Запись опубликована в рубрике Рассказываем, обсуждаем.... Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *