В детях – наше счастье. Из опыта приемных родителей

КЛУБ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ

«Быть родителями – это нелегкая и ответственная обязанность, но она очень радостная и почетная. В детях – наше начало, в них – наше счастье, наша радость. Наша надежда, наше будущее…»

Брошюра  адресована членам Клуба приемных семей, описывает их опыт по обучению, воспитанию, развитию детей, ведению домашнего хозяйства,    содержит в себе некоторые рекомендации специалистов. Приемные родители и дети показаны глазами волонтеров Омского областного отделения Российского детского фонда, побывавшими в приемных семьях омичей.

Средства на издание брошюры предоставлены Администрацией города Омска в рамках грантовой поддержки общественно значимых проектов, реализуемых на территории города Омска.

Далее…

КЛУБ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ

 

Быть родителями – это нелегкая и ответственная обязанность,

но она очень радостная и почетная. В детях – наше начало,

в них – наше счастье, наша радость. Наша надежда, наше будущее… 

Одним из приоритетов государственной политики является повышенное внимание к проблемам детства, вопросам профилактики социального сиротства, реализации неотъемлемого права ребенка на жизнь в семье. В настоящее время в российском обществе прослеживается тенденция передачи детей из государственных учреждений в приемные, в т.ч. опекунские семьи для их полноценного воспитания и социализации.

Однако не всегда таким семьям удается состояться, участились случаи распада семей и возвращения детей в государственные учреждения, что наносит детям непоправимые психологические травмы. Во многом указанная несостоятельность приемных семей связана с неготовностью приемных родителей к выполнению взятых на себя родительских функций.

Именно для снижения остроты этой проблемы, профилактики вторичного отказа от детей создаются и действуют региональные и муниципальные службы сопровождения приемных семей, в т.ч. центры по их обучению. Немаловажную роль могут и должны сыграть в такой подготовке представители общественности — сами приемные родители, накопившие богатый опыт по обучению, воспитанию, развитию детей, а также ведению домашнего хозяйства в приемной семье.

Один из вариантов общественного взаимодействия — Клуб приемных родителей,  который может стать для приемных родителей и опекунов тем местом, где они смогут реализовать совместные творческие замыслы; поддержать друг друга морально, дать выход эмоциям в период трудностей;  поделиться собственным опытом и почерпнуть опыт других родителей по вопросам адаптации ребенка и семьи; подсказать, где могут помочь и направить на консультацию к специалисту или семье сталкивавшейся, в свое время, с аналогичной проблемой; порекомендовать необходимую литературу и источники для самостоятельного изучения.

Чем будет полезен такой клуб? Специалисты считают, что клубное взаимодействие приемных семей повысит их психолого-педагогическую и юридическую грамотность в решении проблемных вопросов, будет содействовать содержательному взаимообогащению родителей,  предупреждению их «эмоционального выгорания», а в итоге – укреплению приемных семей и социальной интеграции воспитывающихся в них детей.

 

 

 

 

Мнение специалистов

 

Приемные родители дают ребенку любовь и заботу, ребенок видит модель семейного поведения и риск того, что в будущем он не сможет создать собственную полноценную семью, уменьшается, ребенок учится жить в социуме и получает еще много чего. Приемные семьи живут своей жизнью и, как и в других семьях, там время от времени возникают вопросы, которые необходимо решать. Но приемный ребенок ставит перед родителями намного больше задач и нуждается в намного большем внимании, чем тот ребенок, который от рождения жил в семье. Ведь ребенок, который пришел в семью из государственного учреждения, уже имеет свои привычки, которые формировались в другом окружении, в других условиях, а иногда и на улице.

Поэтому воспитание ребенка в приемной семье имеет свои особенности, связанные именно с тем «багажом», который есть у ребенка. Приемные родители очень часто нуждаются в поддержке и консультациях как специалистов, так и таких же приемных родителей, поскольку обмен опытом в процессе воспитания очень важен и часто короткая «консультация» приемной мамы, которая уже сталкивалась с подобными вопросами при воспитании своего ребенка, намного полезнее, чем продолжительная консультация специалиста, который занимается вопросами приемных семей.

 

Рекомендуем провести

 

Возможные формы работы Клуба приемных семей:

 

творческие мастерские;

— мастер-классы;

— «полезные посиделки»;

— круглые столы;

— семейные праздники;

— беседы;

— дискуссии;

— презентации специальной литературы по различным аспектам жизнедеятельности приемных семей;

— слеты приемных семей;

— выставки семейных работ «Делаем своими руками»

 

Основная тематика обмена опытом в Клубе приемных семей:

— «История успеха приемной семьи»;

— «Адаптация ребенка в семье»;

— «Семейные традиции»;

— «Умеешь сам – научи другого»;

— «Как организовать семейный праздник»;

— «Помогаем разобраться с проблемой»;

— «Новая жизнь  — старым вещам»;

— «Делаем своими руками вместе с детьми»;

— «Делимся фирменным рецептом» и др.

Рекомендуем прочитать

 

Мифы и правда о приемных детях

Миф 1. Плохая наследственность

Возможно,  вам кто-то  уже успел сказать, что большинство  приемных  детей рано или поздно повторяют  судьбу своих биологических родителей: становятся алкоголиками, наркоманами или преступниками.  И с этим ничего нельзя поделать: яблоко, как известно, от яблони падает недалеко…

Правда

Действительно,  статистика говорит,  что до 40% выпускников  детских домой совершают правонарушения различной степени тяжести. Ну, так именно для того, чтобы ваш будущий ребенок не стал частью этих 40 процентов, вы и берете его в свою семью! Получается, что «яблоня» в этом случае – это вы, и только от вас зависит, куда укатится ваше «яблочко»…

Миф 2. Среди брошенных детей нет ни одного здорового

Может быть, вы рисуете себе ужасные картины: все дети в детском доме или приюте обязательно больны чем-то страшным или, как минимум, неприятным. И вам наверняка «подсунут» ребенка, у которого впоследствии окажется или хроническое заболевание, или ВИЧ, или жуткое отставание в развитии!

Правда

Как ни печально, но, это, увы, правда – среди брошенных детей нет ни одного абсолютно здорового. Как, впрочем, правда и то, что и у любящих родителей абсолютно здоровые дети рождаются крайне редко. Такая уж у нас жизнь – и экологическая обстановка непростая, и здоровый образ жизни в обществе не культивируется… Но, конечно, стоит сказать, что почти все дети, которые воспитываются в детских домах и домах ребенка имеют отставания в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии. Однако, начав жить в семье, они очень быстро догоняют и даже перегоняют своих сверстников! А что касается возможных болезней вашего ребенка, о них, если таковые имеются, вам обязательно расскажет его лечащий врач.

Миф 3. Существует огромная очередь на детей

Ну, конечно же, детей в первую очередь отдают иностранцам  и богатым людям! А нам, простым людям приходится ждать. И когда очередь дойдет до нас, ребенок уже достигнет совершеннолетия!

Правда

На самом деле, детей, которых можно и нужно поместить в семью, хватало на всех. Этот миф  возник  в советское время благодаря утверждению, что в нашей стране брошенных детей нет! Теперь же все знают, что брошенные дети есть и их очень много, а соответствующие органы всеми силами стараются помочь этим детям обрести новую семью максимально быстро. real money online casino biggest

 

Миф 4 . Взять ребенка в семью – это дорогое удовольствие

Все, конечно, не раз смотрели телепередачи, в которых говорилось о том, сколько тысяч долларов платят иностранные  граждане, чтобы взять на воспитание ребенка из России. Откуда же мы возьмем такую кучу денег, если нам далеко до Анжелины Джоли с ее миллионами?

Правда                                                                                   

Этот миф  можно  развенчать  очень легко. Дело в том, что платным  является только усыновление и только для иностранных граждан. Все процедуры по сбору документов и оформлению приемной семьи для граждан России в нашей стране абсолютно бесплатны. Предложение подобрать ребенка за деньги – уголовно наказуемо: такое посредничество запрещено законом. Так что приемный ребенок обойдется вам так же, как и родной. Хотя нет, есть одно отличие – государство выплачивает денежные средства на содержание приемных детей (кроме усыновленных детей), а приемным родителям и воспитателям полагается заработная плата, размер которой оговаривается в договоре. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Миф 5. Он все равно захочет уйти к своим родителям!

Ну вот, думаете вы, мы полюбим  его как родного, он станет полноправным членом нашей семьи, мы даже решимся усыновить его, а он заявит нам, что хочет вернуться к родной матери и уйдет…

Правда

Конечно, такое случается. Ребенок вырастает и решает найти своих родных родителей, а возможно  и снова жить с ними. Как правило, это происходит  в подростковом  возрасте, когда человеку очень важно найти свое место в мире, узнать, откуда он родом. Но ничего страшного  нет, ведь такое желание естественно. Однако  большинство  биологических  родителей,  лишенных  родительских прав, не заинтересовано в поддержании отношений  с ребенком, не стремятся к изменению своего образа жизни. Новый опыт отношений в приемной семье, чувство защищенности, принятия помогают приемному ребенку обрести глубокую привязанность к приемным родителям.

Уважительное и бережное отношение к воспоминаниям  ребенка, его чувствам к биологическим родителям  позволяет справиться с психической травмой потери родителей. Если у вас установились доверительные добрые отношения с ребенком, то контакт с биологическими родителями только улучшит их. Ведь вы вместе с  ребенком  подойдете  к решению  этой проблемы  и, без сомнения, удачно ее решите!

Полезные советы

Какими качествами должен обладать приемный родитель, чтобы ему было легче преодолеть трудности и достичь взаимопонимания с ребенком?

Как и любой родитель, приемный родитель, в первую очередь, должен любить детей и очень хотеть, чтобы в его семье появился ребенок. Хорошо, если приемный родитель общительный чело век и ему легко устанавливать контакт с новыми  людьми.  Прекрасно, если он терпелив, уверен в себе, открыт новому опыту, способен учиться, способен просить о помощи  и оказывать ее, умеет и желает принимать ребенка таким, какой он есть. Немаловажное качество — желание и умение сотрудничать со специалистами, сопровождающими создание приемной семьи.

Приемный  родитель  должен оптимистично смотреть  на жизнь,  но в то же время надо стремиться преодолевать  возникающие трудности, конструктивно  решать конфликты и находить выход из сложных ситуаций. Родителю будет легче понимать ребенка, если он научится видеть, что на самом деле лежит за тем или иным его поведением, в чем нуждается этот маленький человек, уже успевший за свою короткую жизнь испытать немало неприятностей и разочарований.

Основные рекомендации,  следуя которым родителям будет легче общаться с детьми и добиваться поставленных целей в воспитании:

• Ребенку необходима безусловная любовь родителя — любовь, не зависящая ни от каких обстоятельств, поведения ребенка, его успехов и недостатков.

• Ребенок должен чувствовать,  что родители  уважают его, принимают таким, какой он есть, доверяют ему. Это позволит ребенку быть уверенным в себе и в своих отношениях с родителем.

• Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться родителя.

• Лучше в максимально возможной степени оставлять за ребенком свободу принятия решения, нежели требовать от него слепого подчинения.

• Лучше использовать поощрения, чем наказания.

• Необходимо с пониманием  относиться ко всему, что происходит с ребенком, не делать  ему критических  замечаний.  Нелепо  критиковать  то,  что  возможно было нормой поведения в «прошлой» жизни ребенка.

  • Приемные родители ни в коем случае не должны говорить ребенку, что отдадут его обратно в приют, если он не будет слушаться. У ребенка и так велик страх потери близкого человека, подобные угрозы только усугубят его чувство незащищенности, тревожности, неуверенности в себе.

Для того чтобы ребенок успешно развивался, необходимо:

– Стабильное  позитивное  общение  с близкими  взрослыми.  Совместные  прогулки, игры, сказка на ночь – все это и есть «позитивное общение». Пусть его будет как можно больше в вашей семье!

– Заботиться об удовлетворении  его основных физических  и психологических потребностей. Основные физические потребности или нужды – это еда, сон, тепло, жилище,  свежий воздух, солнечный  свет, движение, отдых, предупреждение заболеваний и травм. Основные психологические потребности – это потребность в привязанности и любви; ощущение  психологической безопасности; чувство самоуважения; возможность  учиться на собственном опыте; реализация  своих способностей; достижение независимости  и самостоятельности.  Но вы, конечно же, понимаете, что основная психологическая потребность ребенка – это быть любимым своими родителями или людьми, замещающих  их.

– Принимать ребенка таким, какой он есть. Вы же любите своего ребенка не за то, что он знает много стихов наизусть, а за то, что он единственный и неповторимый, с этим ведь не поспоришь, верно?

– Поддерживать  ребенка в преодолении трудностей. Завязывать  шнурки, чистить зубы, складывать слоги в слова – это совсем нетрудно, когда мама или папа помогают!

– Стимулировать  познавательные интересы. Ребенок спросил вас, что больше – солнце или луна? Расскажите ему заодно об устройстве Солнечной системы, а на выходных сходите вместе в планетарий. Поощряйте  его заинтересованность и никогда не отмахивайтесь от вопросов!

— Соразмерять требования возможностям  ребенка. Ну конечно, не стоит требовать от пятилетнего малыша знания таблицы умножения. И, тем более, ни в коем случае нельзя упрекать ребенка с задержкой психического развития в том, что он не знает или не умеет чего-то того, чем уже давно овладели его более здоровые ровесники.

– Огромное терпение взрослых. Спокойствие, только спокойствие! Терпение вам понадобится просто в огромных количествах. Терпение для того, чтобы не сойти с ума от тысячи и одного «почему», терпение для того, чтобы не раздражаться, когда ребенок никак не может запомнить названия месяцев, хотя вы их учите уже несколько дней, терпение, когда он делает что-то совсем не так, как нужно вам… Но вы же справитесь, правда?

– Оптимистический настрой.  Оптимист  – это тот человек, который  говорит, что стакан наполовину полон, а не наполовину пуст, который искренне верит, что все будет хорошо, который умеет извлекать жизненные уроки из любого, даже отрицательного  опыта… Как было бы хорошо, если бы вы передали этот настрой своему ребенку!

Для правильного развития личности очень важна адекватная самооценка. Чем выше самооценка, тем увереннее ведет себя ребенок, тем проще ему справляться с трудностями  и проблемами.  Общаясь с ребенком, старайтесь повысить его самооценку. Для этого:

  • Замечайте самые маленькие успехи и радуйтесь им.
  • Сравнивайте его только с ним самим вчерашним, а не с другими детьми.
  • Хвалите за конкретные достижения и просто радуйтесь тому, что он живет с вами.
  • Выдерживайте соотношение между похвалой и порицанием 5:1.
  • Разрешайте ребенку ошибаться, иметь собственное мнение, право выбора.
  • Помогите ему найти друзей.
  • Помните, что школьные оценки – не главный и не единственный показатель благополучия ребенка.

Особенности эмоционального контакта с ближайшим окружением играют решающую  роль,  как в происхождении  различных  нарушений  эмоционального развития, так и в их преодолении.  Только воспитание  в любящей  семье может обеспечить  благоприятные условия  для детей,  перенесших  тяжелые психологические травмы и имеющих проблемы в психическом развитии.

Мы не в силах отменить  прошлый  опыт ребенка, но мы в состоянии помочь ему в настоящем – и тем самым повлиять на его будущее!

 

Часто задаваемые вопросы и ответы на них

Что надо делать приемному родителю, если становится известно, что объявился пропавший (бросивший, отсидевший свой срок и т. д.) кровный родитель и что он старается вернуть себе ребенка?

Если появились такие сведения, следует сохранять полное спокойствие и не предпринимать самостоятельных шагов. Обычно кровные родители обращаются к работникам приютов, а те знают, что надо предпринять. Родителям следует помнить, что волевая сфера кровных родителей наших детей, как правило, слабо развита. Они легко могут неожиданно чего-либо захотеть и так же быстро об этом забыть, отодвинуть желание, заменив его другим. Это не означает, что они не любят своего ребенка, но быть полноценными, ответственными родителями ему они не могут, в чем есть полная уверенность у работников приюта (в противном случае ребенок не был бы передан в приемную семью). Иногда кровными родителями движут меркантильные соображения. Например, на прием к муниципальному работнику пришла кровная мать 10-летнего мальчика, уже три года проживающего в приемной семье. Скрытый мотив ее желания вернуть сына (быстро распознанный специалистом) был связан с готовностью отца ребенка помогать материально его матери в том случае, если они будут жить вместе.

 

Как быть, если приемный ребенок просит разрешения повидаться со своими кровными родителями или позвонить им по телефону?

В этом случае у родителей есть возможность сослаться на работников приюта, которые помогли ребенку обрести новых родителей. Ребенку можно напомнить, что главную ответственность за него несут работники приюта и что их надо проинформировать о возникшем желании («У нас с тобой есть начальник. Посоветуемся с социальным работником, что лучше всего следует делать и когда»). Информировать специалистов надо обязательно, для того чтобы они смогли вовремя обнаружить источники возникновения такого желания и предупредить неблагоприятное развитие проблемных ситуаций.

 

Как надо поступить, если кровные дети будут ревновать родителей к приемному ребенку?

Когда родители принимают окончательное решение о принятии ребенка в семью, они должны делать это совместно с детьми. Тем самым они сделают детей своими сторонниками или даже партнерами в помощи и заботе о приемном ребенке. В дальнейшем следует укреплять это партнерство, попутно разъясняя детям процессы, которые могут вызывать их недоумение. Принимаемые в этой деятельности договоренности укрепляют семейные взаимоотношения. Дети, уверенные в прочности своего положения в семье, легче привыкают к новой структуре семьи. Следует заметить также, что ревностных тенденций меньше в тех семьях, в которых родители создают всем детям одинаковые условия, не выделяя и не разделяя кровных и приемных.

Все ли дети из приютов отстают в психическом и физическом развитии?

Большинство детей, поступающих в приют, имеют задержки в физическом развитии. Это связано с разными причинами. К первой группе причин относятся особенности внутриутробного развития, низкое качество медицинской помощи, несоответствующий уход за ребенком в раннем возрасте. В 80% случаев задержки физического развития связаны именно с этими причинами. Ко второй группе относятся генетические или эндокринные причины (они наблюдаются в 20% случаев).

Причины нарушений физического развития уточняются в беседе с врачом, при анализе медицинской документации, при объективном осмотре.

Задержки психического развития в 90% случаев являются результатом социально-педагогической запущенности. 10% связано с проявлением патологии центральной нервной системы.

Коррекция задержек физического развития, вызванных причинами первой группы, и задержек психического развития, связанных с социально-педагогической запущенностью, как правило, успешно происходит при улучшении качества жизни ребенка.

Будут ли дети от родителей, злоупотребляющих алкоголем и употребляющих наркотики, склонны к алкоголизму и наркозависимости?

Алкоголизм и наркозависимость являются результатом сложной цепи событий, по большей части, социальных. Специального гена наследования алкоголизма и наркозависимости не обнаружено. Предотвратить асоциальный путь развития, в частности алкоголизма и наркомании, помогает среда, в которой живет ребенок. В нашей практике были случаи, когда дети из семей, страдающих алкоголизмом и употребляющих наркотики, проявляли негативное отношение к употреблению алкоголя и наркотиков. Они скучали по своим биологическим родителям, проявляли интерес к проблемам кровной семьи, но возвращаться к прежним условиям жизни не хотели.

Что делать, если ребенок в 6–7 лет начинает проявлять свою сексуальность?

6–7-летние дети обычно уже знают о главных анатомических отличиях людей разного пола и, как правило, понимают неуместность обнажения тела на людях. Самосознание ребенка формируется под влиянием родителей и повседневной практики общения в домашних условиях.

Детские сексуальные игры (условно называемые «Больница», «Дом» и др.) в обычных условиях психологически не опасны и, с точки зрения развития ребенка, могут считаться полезными для формирования навыков психосоциального общения.

Психологическую опасность может представлять резкая реакция родителей. Ребенок, застигнутый во время сексуальной игры в одиночку или в компании с другими детьми, легко улавливает отрицательную реакцию родителей, но ему трудно понять ее. С точки зрения ребенка, игра есть игра, тогда как родители, обнаружившие, что их ребенок мастурбирует или вовлечен в сексуальную игру с другими детьми, видят в этой сцене «ненормальное поведение».

Родительские угрозы или зловещие предсказания, что такое «дурное» поведение будет иметь плохие последствия, пугают ребенка. Слова матери или отца о том, что это «грязно», могут быть истолкованы буквально и в дальнейшем приведут к нарушениям в сексуальной сфере. Поэтому родители должны быть очень осторожны и тактичны в любых комментариях, касающихся сексуальных проявлений ребенка.

Что делать, если приемный ребенок отказывается идти в школу?

Отказ может быть связан с каким-нибудь конкретным событием — конфликтом с учителем или детьми, страхом не справиться с контрольной и т. п. В других случаях за нежеланием ходить в школу стоят переживания несостоятельности, одиночества, высокая тревожность. Если самостоятельные попытки разобраться в причинах не дают результата, лучше обратиться за помощью к психологу и сделать это как можно быстрее.

Как помочь неуверенному в себе ребенку?

Самый надежный способ — укрепить в ребенке чувство уверенности, что родители всегда рядом, готовы понять его и помочь ему. Относитесь уважительно к чувствам и мнению ребенка, его выбору и праву делать ошибки. Будьте терпеливы.

Что делать, если ребенок пытается ударить родителя?

Никогда нельзя позволять ребенку ударять или даже замахиваться на родителей. Эти «атаки» одинаково вредны и для детей, и для родителей. Ребенок начинает нервничать, бояться наказания. Родители злятся на ребенка, кричат. Чтобы полностью исключить возможность таких негативных проявлений, ребенок должен постоянно ощущать запрет: «Бить людей нельзя» — и следовать правилу: «Если сердишься, объясни, почему». Нельзя предлагать ребенку ударить себя несильно, лишь бы он успокоился.

Что такое СДВГ?

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — одно из самых  распространенных  психоневрологических расстройств.  СДВГ  является частой причиной нарушений поведения, трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате — заниженной самооценки.

Основные проявления СДВГ:

1) неуместная или избыточная активность;

2) слабая концентрация внимания;

3) трудности во взаимодействии с другими;

4) неуспеваемость в школе;

5) трудности в решении познавательных задач;

6) низкое чувство собственного достоинства, повышенная тревожность, депрессия.

Воспитывая ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, что важно учитывать в первую очередь?

Родителям необходимо действовать согласно следующим рекомендациям.

• В своих отношениях с ребенком подчеркивайте его успехи и поощряйте усилия, особенно в тех видах деятельности, которые требуют концентрации внимания, даже если результаты далеки от совершенства. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах и повышает его самооценку.

• Реже говорите «нет» и «нельзя», вместо этого старайтесь переключать внимание ребенка.

• Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.

• Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить до получения нового задания.

• Не давайте ребенку длинных указаний и не читайте долгих нотаций: ему трудно выслушать вас до конца.

• Поддерживайте дома четкий распорядок дня.

• Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

• Полезна физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры, особенно игры, развивающие внимание.

• Больше играйте с ребенком.

• Работайте в постоянном контакте с педагогом и другими специалистами.

 (по материалам специальных изданий: 1) Настольная  книга приемного  родителя – СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007; 2) Методические материалы по подготовке приемных родителей. — СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2006)

zp8497586rq
Запись опубликована в рубрике Программы и мероприятия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *