Поддержка творческого развития «особых» детей
Омское отделение Российского детского фонда подвело итоги регионального проекта по поддержке творческого развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Проведено множество интересных, а главное — личностно ориентированных мероприятий, способствующих раскрытию творческого потенциала «особых» детей, повышению их самооценки, реабилитации и интеграции в общество на основе творческой деятельности.
В ставшем традиционном конкурсе «Творчество без границ» (он был проведен в четвертый раз) приняли участие 469 мальчишек и девчонок, представивших на суд жюри стихи, сказки и рассказы собственного сочинения, художественные фотографии, рисунки, поделки, выполненные из пластилина, бумаги, дерева и других природных материалов. Благодарственные письма получили все участники конкурса, а его победителям вручены дипломы и буклеты, на страницах которых размещены фотографии их творческих работ.
Особую благодарность фонд выражает образовательным организациям для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые многое делают для стимулирования творческого развития своих воспитанников. Так, активное участие в конкурсе приняли дети из Исилькульской, Калачинской, Тарской, Шербакульской, Шуховской, Петропавловской, Нововаршавской, Красноярской, Южной, Полтавской адаптивных школ-интернатов; адаптивных школ-интернатов №№ 3,5, 6,7, 12, 14, 17, 19; адаптивных школ-детских садов №№ 76, 301, 292.
Также в рамках проекта «Творчество без границ» для 25 детей с тяжелой степенью инвалидности были организованы специальные игровые программы обучающего и развивающего характера. На дом к детям пришли волонтеры фонда — студенты Омского государственного педагогического университета (руководитель волонтерского отряда – Морозова Оксана Вагизовна, к.п.н.). Для каждого ребенка были скомплектованы индивидуальные игровые наборы, учитывающие его запросы, интересы, особенностей развития и состояния здоровья, разработаны индивидуальные игровые сценарии. В домашних условиях с детьми-инвалидами повстречались и специалисты, познакомившие их с основами прикладного искусства, компьютерной грамотности.
На базе адаптивных школ-интернатов и школ-детских садов профессиональными педагогами были проведены увлекательные мастер-классы по оригами (Белим Светлана Николаевна), изготовлению поделок из оракала (Евсеева Елена Федоровна), акриловой живописи (Кляцкая Марина Федоровна), а для детей с ограниченными возможностями здоровья — участников коллектива жестовой песни — практические занятия по кройке и шитью и консультации по изготовлению концертных костюмов (Блохина Светлана Алексеевна). Всего в индивидуальных и групповых занятиях приняли участие свыше 70 детей. Полезными эти мероприятия стали и для их родителей, которые получили новые знания о творческой деятельности детей-инвалидов как средстве их реабилитации и социальной адаптации.
Проект был реализован при содействии Министерства труда и социального развития, Министерства образования Омской области. Он вызвал интерес у других общественных организаций, работающих с детьми-инвалидами, у педагогов, социальных работников, студентов… А главное — он был востребован семьями, воспитывающими «особых» детей. А это значит, что подведены только промежуточные итоги проекта, и он обязательно будет продолжен.